Цепная стяжка: какую лучше использовать — обычную или по ГОСТу?
В 2022 году в РФ вышел ГОСТ Р 70475-2022 «Крепежные цепи». Теперь, как оказалось, не все цепные стяжки — ГОСТовские. Есть и обычные. Пока что полиция не особо следит, какие стяжки используют перевозчики. А поэтому сейчас — самое время разобраться в непростых формулировках ГОСТа.
В этой статье рассказываем человеческим языком о преимуществах цепных стяжек по ГОСТу, их особенностях и отличиях от обычных. Такое знание поможет: 1) выбирать надежные крепления для грузов, 2) экономить по-настоящему и 3) избегать недоразумений с ДПС по вопросам крепления негабаритов.
Сначала обсудим ключевые требования действующего ГОСТа: зачем они нужны и какие стяжки соответствуют им.
Что требует ГОСТ
Подобно ПДД, требования ГОСТа к крепежным цепям написаны «кровью». Они предназначены для безопасности перевозок негабаритных грузов.
Главные мысли этого ГОСТа:
Соединение цепи с талрепом должно быть цельным. Цепная стяжка должна быть правильно промаркирована.
Такая монолитная стяжка гарантирует надежное крепление негабарита на трале. Чтобы выполнить это условие, ГОСТ предъявляет следующие требования:
-
Цепная стяжка с талрепом должна представлять собой единую неразъемную конструкцию: винты нельзя выкрутить из талрепа, а цепь невозможно вытащить из крюков.
-
Все элементы конструкции должны иметь одинаковые нагрузочные характеристики.
-
Маркировка изделия должна соответствовать ГОСТу и однозначно идентифицировать все части цепной стяжки по нагрузке и серийному номеру.
Какие стяжки соответствуют требованиям ГОСТа?
Нормам ГОСТ Р 70475-2022 соответствуют два вида стяжек:
-
Неразъемная: цепь приклепана к талрепу.
-
Разъемная: состоит из двух отдельных частей — крепежной цепи и талрепа с храповиком. Цепь вставляется в укорачивающие крюки талрепа и фиксируется специальными защелками. Винты имеют внутренние стопоры, поэтому не выкручиваются из талрепа. Таким образом во время перевозки стяжка остается цельной в любом случае.
Для того, чтобы характеристики элементов разъемной стяжки были одинаковыми, крюк талрепа имеет узкий паз. В него можно вставлять крепежную цепь только одного диаметра. Рабочая нагрузка такой цепи соответствует нагрузке талрепа.
Помимо этого, у талрепа по ГОСТу более толстые стенки и широкая площадка на укорачивающих крюках. Что это дает?
Во-первых, за счет толстых стенок увеличивается запас прочности. А во-вторых, широкая площадка крюка повышает срок службы всей конструкции, ее «живучесть».
Механика здесь такая: цепь ложится на широкую площадку в строго определенном положении, не перекашивается. При этом нагрузка равномерно распределяется на все звено цепи и на большую площадь опоры в крюке. Это усиливает конструкцию.
Таким образом, требования ГОСТа выполняются с помощью конструктивных особенностей талрепа. Подытожим их.
Особенности цепного талрепа по ГОСТу
-
Крюки снабжены пружинными защелками.
-
Винты имеют внутренние стопоры.
-
Толщина стенок талрепа увеличена.
-
Усиленные укорачивающие крюки имеют широкую площадку для цепи.
Благодаря этим особенностям цепная стяжка по ГОСТу безопасна и надежна.
А как же рассматривать талреп не по ГОСТу, который так популярен в России из-за более привлекательной цены?
Цепная стяжка НЕ по ГОСТу: экономия под вопросом
Обычный талреп выполнен по стандартам США. Выдает маркировка на его ручке, принятая в США: lbs (фунты). В России же и Европе нагрузку обозначают в daN, деканьютонах.
Отличия обычной стяжки от норм ГОСТа
-
Цепь и талреп имеют различные нагрузочные характеристики. Чем это чревато? Поясним на примере талрепа 6,3 т для цепи 10-13 мм.
В натяжитель с такими характеристиками можно вставить цепи диаметров 10 и 13 мм. Если применять цепь 10 мм, то рабочие нагрузки талрепа и цепи совпадают — это по ГОСТу.
Если же использовать цепь 13 мм, то ее рабочая нагрузка будет значительно превышать нагрузку талрепа. Вставить такую цепь в широкий паз крюка можно, но это нарушает нормы ГОСТа, потому что опасно. Цепь может выдержать нагрузку, а талреп — нет.
-
Целостность конструкции не гарантирована. У обычного талрепа винты без внутренних стопоров, поэтому выкручиваются. Крюки не снабжены защелками, а это значит, что во время перевозки цепь может выскочить.
Оптимальное решение: стяжка по ГОСТу
Покупая обычный талреп, можно немного сэкономить. Но в ходе эксплуатации издержки перекрывают экономию. Почему так происходит?
Практика показывает: при креплении негабарита редко следят за соответствием рабочих нагрузок цепи и талрепа. В результате обычные талрепы работают в режиме перегрузки и выходят из строя гораздо быстрее сделанных по ГОСТу.
Поэтому оптимальное соотношение цены, качества, безопасности и соответствия законодательству — это цепная стяжка с талрепом по ГОСТу.
Как увеличить продажи в 3 раза?
Узнайте из презентации